Человек экстремума ЧЕЛОВЕК ЭКСТРЕМУМА
I
К самым опасным сомнениям человека в стадии становления, особенно в то время, когда подлость скрывается под маской высокой гуманности, относятся сомнения в реальности грёз, в существовании той области, где действуют ценности более смелой жизни.
Эрнст Юнгер, «Борьба как внутреннее переживание»
Рабы любят казаться свободными людьми.
Эдуард Лимонов, «Это я, Эдичка»
Что такое человек? Еще двадцать лет назад могло показаться, что окончательный ответ на этот вопрос был дан по итогам холодной войны: вместе с концом истории наступило время последнего человека.
Что же он из себя представляет? Последний человек – маленький: в силу не образа жизни, но ограниченности. С одной стороны, он ограничен общепринятыми сегодня определениями человека, характеризующими его как животное и рационального экономического актора. С другой, стремительно коммерциализирующийся мир, окружающий его, сводит роль человека к стимуляции экономического роста через создание спроса.
Одновременно, последний, экономический человек получил свободу от ценностей, рудиментарных для него ввиду своей иррациональности, таких как честь, долг семейный, общественный и патриотический. Кроме того, в новом мире конца истории человек обрел еще одну, ключевую для этого мира свободу – свободу выбора способа удовлетворения своих материальных потребностей. Иными словами, высшие блага заменили блага материальные: «Кто ж виноват, что мастерство вокальное дает сбор больший, чем знамена веры».
Надо отметить, что новый мир не показался последнему человеку антиутопичным. Диктатура чисел оказалась эгалитарнее диктатуры пролетариата и гуманнее персональных диктатур прошлых эпох.
Беспрецедентный рост неравенства уровнял людей, сделав сверхбогатых такими же винтиками системы, как и работающих на них. Количественные показатели жизни населения, такие как ВВП по ППС, ИРЧП и разнообразные «индексы бигмака» демонстрируют стабильное улучшение жизни среднего человека на несколько процентных пунктов ежегодно. Повышение статистики самоубийств и депрессий, однако, может заставить задуматься, действительно ли экономические показатели коррелируют с человеческим счастьем.
Средний человек – это еще один маркер эпохи. Не важно, как именно он определяется, арифметически или по медиане, средний человек дает однозначно понять человеку последнему степень его удовлетворенности. Если показатели среднего человека растут – значит жизнь отдельного последнего человека становится лучше, падает – хуже.
Другое применение показателя: определение последним человеком собственного места в обществе. Положение выше среднего показывает успешность человека, его большую долю в мировой экономике, и, следовательно, большую удовлетворенность, ниже среднего – обратное.
Кроме того, средний человек значительно упростил работу системы: большие данные безотказно позволяют определять настроения в обществе, его запросы и страхи, реакции на те или иные события, и, главное, направлять их.
Тем не менее, у диктатуры чисел есть одна большая слабость – оперируя средними значениями, она теряет крайние показатели, экстремумы, из виду.
II
В солдате политики чистота оправдывает жесткость, альтруизм – каждый акт хитрости, внеличностный характер борьбы растворяет всякое моральное предубеждение.
Франко Фреда, «Дезинтеграция системы»
Война куда более свободна, чем мир.
Эдуард Лимонов
Что же представляет из себя человек экстремума? Человек экстремума – это тот, кто исходит из собственных представлений об окружающем его мире, а не из рекламных буклетов. Тот, кто не желает выбирать из предложенного. Тот, кто ради свободы бесплотной попытки утоления неограниченных материальных потребностей не готов поступиться другими свободами. Тот, кто считает жизнь саму по себе бессмысленным процессом и ищет для себя высшие цели за гранью собственного материального существования, будь то коммунист, анархист или сторонник третьего пути.
Попросту говоря, по меркам последнего человека человек экстремума – обыкновенный экстремист.
Этот ярлык, используемый сторонниками текущего статуса-кво, встречающийся как в лексиконе антидиффамационной лиги, так и в тексте уголовного кодекса Российской Федерации – один из инструментов защиты плоского мира диктатуры чисел от человека древней породы: человека, исходящего из собственной воли.
Именно он, человек, сталкивающийся с социальной изоляцией, порицанием в средствах массовой информации, а иногда и с уголовным преследованием – настоящий человек. Почему? Потому, что он готов отбросить корыстные мотивы и обратиться к сверхличностным мотивам в своем поведении.
Эта готовность отказаться от сиюминутных материальных благ для себя самого является фактором, дифференцирующим человека от подопытной крысы, не способной перестать нажимать на кнопку выдачи кокаина.
Сегодня человек экстремума вглядывается в будущее из-за бруствера сырого окопа. Он знает, что будущее – за ним, поскольку он готов отдать за него жизнь.
Алексей Зубенко
#метафизика